суботу, 16 червня 2012 р.

Пёс боевых кровей


Пёс боевых кровей

    «Они дошли до наших дней через тысячелетия во всем своем великолепии, не претерпев сколько-нибудь заметных изменений, что говорит о совершенстве этой древней породы и ее полной гармонии с природой и человеком...»

    В художественной литературе иногда встречаются упоминания о собаках-волкодавах, которые охраняют на просторах Центральной Азии и на Кавказе отары овец и стада других домашних животных от набегов хищиков и скотокрадов. По своему типу, силе, выносливости и неприхотливости волкодавы азиатского происхождения не имеют на сегодняшний день аналогов в мировой кинологии. Это - пожалуй, одна из древнейших и интереснейших пород собак, полученная путем примитивного, но очень длительного и жесткого отбора животных в разведении. Волкодавы Центральной Азии и Кавказа, как и все мастифообразные породы происходят, прежде всего, от древних мастифов Тибета и являются их прямыми и ближайшими потомками, сохранившими до наших дней внешний облик и тип своих предков почти без изменений. Из Тибета более четырех тысяч лет до нашей эры древние мастифы распространились в Индию, Китай, Месопотамию. С развитием человеческого общества люди находили все новое применение этим могучем псам; с ними охотились на крупных диких зверей, с успехом применяли на войне, где целые подразделения огромных собак сражались против конницы и пехоты противника.
    Из Месопотамии вместе с волнами переселяющихся народов, армиями, совершающими завоевательные походы, купеческими караванами древние мастифы все дальше распространяются на север и запад в Персию, и более северную Часть Центральной Азии, Кавказ, а так же в малую Азию, Египет и другие страны. Позднее в древнюю Грецию и далее в Европу. Потомки этих древних собак, значительно видоизмененные в результате культурной селекции, необходимость, которой была вызвана в основном изменением предназначения и использования этих собак, во многих странах Европы и Америки сохранились до нашего времени. Но если сравнить сохранившиеся до наших дней старинные изображения и описания мастифообразных собак, сделанные в разные времена разными народами от древнего Вавилона и древней Ассирии, задолго до нашей эры, далее Британии и России второй половины прошлого и начала нашего веков с центрально-азиатскими и кавказскими волкодавами нашего времени, не сложно сделать вывод, что всех этих собак вполне можно отнести к одной породе, а те из довольно незначительных различий, которые у них присутствуют, вполне можно счесть различиями между внутрипородными типами. При здравом размышлении отчетливо видно то поистине колоссальное расстояние во времени, которое разделяет первые достаточно точные изображения собак этой породы и сегодняшний день. Трудно представить, что с момента появления первых цивилизаций в междуречье Тигра и Евфрата, от которых до нас дошли наиболее отчетливые и яркие сведения о старинных азиатских мастифах в виде барельефов, рисунков и статуэток, миновало не много ни мало около шести тысяч лет, и можно только гадать, сколько еще веков, а может и тысячелетий пролегло между этими художественными повествованиями древней Месопотамии и появлением первых их предков мастифов на плоскогорьях Тибета.
    Если провести сравнение старинного описания Английского мастифа со старыми описаниями русского меделяна, а также провести аналогичное сравнительное исследование этих двух старинных пород с современными волкодавами азиатского происхождения, то есть со среднеазиатскими и кавказскими волкодавами, то становится совершенно ясно, что у всех этих трех пород очень сходные внешние признаки, мало чем отличающиеся друг от друга. Основное отличие по длине шерсти. У всех этих пород преобладает перекус без отхода или в стык, реже встречается плотный ножницеобразный прикус, более того в старых описаниях английского мастифа и русского меделяна ножницеобразный прикус не указывается вообще. Из этого можно сделать вывод, что все эти собаки принадлежат к одной и той же породе.
    В тех местах, где способы отбора в разведении и использовании оставались без изменений и где практическое применение этих собак именно как волкодавов или травильных на крупного зверя имели место, собаки этой породы сохранялись в неизменном виде. Когда же такое практическое применение их прекращалось, то есть, исчезала острая необходимость в их содержании и разведении они с течением времени или исчезали полностью или видоизменялись, приспосабливались к новым условиям жизни. А с прекращением жесткого искусственного и естественного отбора по рабочим качествам именно как волкодавов, как бойцов против любого противника, исчезал и безпрецендентный характер, боевой дух, присущий только собакам этой породы. Именно поэтому лучшие представители чистопородных волкодавов очень сильно превосходят, как анатомически, с точки зрения их природного использования, так и по морально-волевым качествам и уровню нервной системы всех представителей ныне существующих догообразных собак, которые, по сути, являются видоизмененными, если не сказать больше - вырожденными их потомками.
    На огромных территориях Центральной Азии, а также на Кавказе, в силу многих исторических причин, коренное население сохранило до начала нашего века, а в некоторых районах и до наших дней, тот же ортодоксальный уклад жизни, что был там и сотни лет назад. Так, например, во многих крупных городах Афганистана отсутствует такой спутник современной цивилизации, как водопровод и на их улицах часто можно встретить водоносов, разносящих воду жителям. В большинстве сельских населенных пунктов Афганистана, Ирана, Пакистана нет электроэнергии, у многих народов, населяющих эти регионы, господствуют родоплеменные взаимоотношения. Часть населения региона ведет кочевой образ жизни, практически на всей территории этого района нашей планеты имеет место отгонное скотоводство. Вследствие неизменности образа жизни скотоводов, в странах Центральной Азии и народов Кавказа не изменились назначение, а так же методы разведения сторожевых чабанских собак. Центральная Азия и Кавказ, пожалуй, единственные места на земном шаре, где волкодавы по-прежнему время от времени встречаются в смертельном бою со своими извечными противниками - волками. На горных пастбищах Таджикистана иногда происходят стычки этих собак с медведями. В Туркменистане, в горах Копетдага, о противоборствах волкодавов с барсами и гиенами буквально ходят легенды. Поголовье последних, как и поголовье других хиицшков, там в последние годы резко возросло, в то время как количество чистокровных волкодавов буквально сведено за последние десятилетия к минимуму.
    Именно в силу перечисленных исторических причин, а так же, благодаря своим великолепным генетическим и анатомическим особенностям, доведенным веками сурового отбора практически до совершенства, азиатские волкодавы и волкодавы Кавказа практически не претерпели изменений в сравнении со своими древними предками, что вряд ли можно утверждать о других догообразных породах ныне живущих на земле. Скотоводы народов Центральной Азии и Кавказа не стремились к отбору внешне броской, грациозной собаки. Главным критерием была смелость, мощь и ловкость в бою, способность собаки к протяженному противостоянию многочисленным хищникам, в изобилии населяющим бескрайние пространства этого обширного региона и наносящим урон стадам домашних животных. Но в какой то мере отбор собак в разведении был связан и с экстерьером, так как в борьбе с хищниками могли побеждать преимущественно особи, имеющие наиболее подходящее для такой борьбы анатомическое строение. Во время длительных переходов, кочевок и сезонных перегонов скота могли выжить только особи, наиболее к ним анатомически приспособленные. Бескрайние безводные пески и суровые горные массивы занимают значительную часть территории Центральной Азии, сильные сухие континентальные ветры, постоянная борьба за выживание - факторы, которые также участвовали в формировании внешнего облика и внутренней сущности волкодава.
    Эти собаки отличаются внушительными размерами, мощным костяком, широкотелостью, развитой мускулатурой, гармоничным и рациональным сложением, уверенностью в своих силах, безграничной отвагой и независимостью, острым умом и врожденным инстинктом охраны своей территории. Во внешнем облике и характере азиата все подчинено одной цели - удачному противостоянию любому врагу, посягнувшему на объект охраны. Например, кожная складка на шее - подвес, является естественной защитой горла от зубов и когтей противника. Свободно отстающая от мышц эластичная кожа способствует большей изворотливости собаки в схватке. Поведение взрослых волкодавов уравновешено, в обычном состоянии они очень спокойны и на первый взгляд кажутся ленивыми и неповоротливыми, но при необходимости атаки на противника волкодав мгновенно концентрирует внимание и силы, за тем следует мощный молниеносный бросок и крепкая хватка могучими челюстями, вооруженными крупными зубами. Трудно устоять любому объекту атаки против такого прирожденного бойца, будь то человек или даже самый крупный хищник. Собаки этой породы очень позднего формирования, полное физическое развитие кобеля заканчивается приблизительно около четырех лет, суки несколько раньше. К этому возрасту собака раздается в груди, увеличивается объем черепа и морды, спина и поясница становятся более мускулистыми и широкими, а толстая кожа более грубой и непробиваемой для зубов хищников, образующей складки на шее и зачастую на черепе Окончательное становление нервной системы наступает примерно в одно время с завершением формирования экстерьера. Несмотря на такое позднее, формирование даже в раннем, щенячьем возрасте эти собаки способны удивить любого малознакомого с этой породой человека своим умом и самостоятельностью. В книге рекордов Гиннеса, в разделе о собаках зафиксировано, что самое мощное усилие по сжатию челюстей производит бультерьер, самое большое тягловое усилие на один килограмм собственного веса принадлежит собаке той же породы. А кто испытывал в этом плане возможности азиатского волкодава? Те, кому посчастливилось наблюдать в жизни за этими собаками и оценить их физические и боевые возможности, единодушно сходятся во мнении, что вряд ли в наше время есть порода собак, способная конкурировать в этом с волкодавом. Интеллект, присущий собакам этой породы, способности самостоятельно принимать единственно верное решение в самых экстремальных и неординарных ситуациях, в которые судьба очень часто ставит волкодавов в их нелегкой, полной смертельных опасностей жизни. Среди народов Центральной Азии, Кавказа ходит масса рассказов, овеянных ореолом легендарности. Кто из поклонников этой удивительной породы не слышал рассказы пастухов о единоборствах собак с хищниками, не знает мельчайших подробностей боев, проведенных знаменитыми победителями в собачьих единоборствах в Туркмении и на Кавказе.
    В Туркменистане, Узбекистане и на Кавказе собачьи единоборства являются чем-то вроде национального спорта, истоки которого заложены с незапамятных времен, по типу корриды в Испании. Эти состязания проходят там и ныне, часто во время народных праздников и свадеб, привлекая множество зрителей и участников. Правила этих боев тоже придуманы в глубокой древности, в их основе заложены особенности психологии собак вообще и в большей мере особенности поведенческой реакции, присущие именно волкодавам. Традиционно, для участия в собачьих единоборствах отбирали лучших из лучших кобелей, так называемых боевых кровей, у которых отцы, деды и более отдаленные предки отличались в подобных состязаниях и схватках с хищниками. При отборе бойцовых собак в разведение, предпочтение отдавалось не просто крупным и физически сильным особям, а только тем из них, которые отличались смелостью, решительностью в схватке и крепкой нервной системой, способностью легко переносить боль. Десятилетиями в Туркменистане, а в последние годы и на северном Кавказе ведутся кровные линии боевых собак, каждая из таких линий начиналась с какого-либо выдающегося кобеля, отличившегося в единоборствах с другими бойцовыми собаками. Как правило, принадлежность собаки к той или иной кровной линии учитывается, если отец этой собаки является представителем этой линии, то есть кровные линии боевых волкодавов в Туркмении и на Кавказе всегда велись по верху. Как правило, кровные бойцовые собаки породней, мощней и физически сильней обычных современных пастушьих собак, полученных часто путем смешения с другими породами или вырожденными в результате скудного кормления, плохого содержания и бесхозного разведения. В Центральной Азии и на Кавказе престижно иметь сильную бойцовую собаку, ведущую свою родословную от какого-нибудь знаменитого предка. Таких собак содержат в лучших условиях, обычно хорошо кормят, тренируют различными способами, подвергая физическим нагрузкам и, наконец, при разведении стараются спаривать с суками подобного происхождения. Во многом благодаря этим кровным линиям, и сохранился золотой генофонд собак этой породы, которые конечно не подвергались прореживаниям путем, время от времени, проводящихся беспощадных отстрелов, а только пополнялись лучшими представителями отарных волкодавов. Несколько лет назад, в Ашхабаде, благодаря усилиям энтузиастов этой породы создан национальный специализированный клуб любителей туркменского среднеазиатского волкодава — «ТУРКМЕН ИТИ».
    Министерством сельского хозяйства и продовольствия Туркменистана утвержден стандарт туркменского среднеазиатского волкодава за номером 12/2-1-163 от 1 апреля 1993 г. Основная суть этого стандарта заключается в том, чтобы выделить в разведении животных наиболее правильно анатомически сложенных с точки зрения возможности их природного использования. Приблизительно но этому же принципу ведется работа по разведению волкодавов на северном Кавказе. В настоящее время в Туркменистане наибольшей известностью пользуются следующие кровные линии волкодавов: линия Белых Екименов, линия Черного Екимена, линия Рыжего Екимена, линия Зеленого Екимена, линия Старого Елбарса, линия Гара-Келе, линия узишли Гара-Келе (трехзубого Гара-Келе), линия Гутура и линия Аккуша. На Кавказе наиболее известны такие кровные линии, как линия Борзы, линия Батыра, линия Старого Бутуза, линия Бор-боса и линия Ходы.